ИЗО РП 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1
класса на уровне начального общего образования составлена на основе
«Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых
требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на
промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в
формировании художественной культуры учащихся, развитии художественнообразного
мышления
и
эстетического
отношения
к
явлениям
действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры
учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения
художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуальнопространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы
графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды
искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и
формированию зрительских навыков, художественному восприятию
предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое
значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение
обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них
содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной
задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет
позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного
отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной
и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как
отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с
задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени
на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов
художественной деятельности и технически доступным разнообразием
художественных материалов. Практическая художественно-творческая
деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При
2

опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое
отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной
деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих
задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности
развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть
адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей,
проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с
ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в
индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
начального
общего
образования
учебный
предмет
«Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и
является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное
искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в
учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в
объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей
в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при
выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной
части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это
способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как
предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в
неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или
горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для
линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка
видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте.
Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
3

Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти,
бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым
цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в
изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и
восприятию.
Развитие
навыков
работы
гуашью.
Эмоциональная
выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые
состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином, дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и
др.).
Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по
выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания,
закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока
на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге
или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы над изображением бабочки по
представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка
(или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания
бумаги и аппликации.
4

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания
бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире
(по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и
вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного
города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной
среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных
установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное
состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.
М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих практических задач — установок
наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального
содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких
зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических
фотографий, соответствующих изучаемой теме.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с
ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также
социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые
ориентации
и
установки,
отражающие
индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные
качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и
активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный
опыт
участия
в
творческой
деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на
принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к
культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое
воспитание
осуществляется
через
освоение
школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности
конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный
предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и
красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы
создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности,
способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной
ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере,
концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные
задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание
его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих
способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и
члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о
прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание
способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении
6

к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к
семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности
познавательной
деятельности
воспитываются
как
эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это
в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих
наблюдений
в
художественно-творческой
деятельности.
Навыки
исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий
культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию
действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения
от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление
достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики
трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные
требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и
предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов
между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в
изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие
цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых
учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного
искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
7

использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов
и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы
и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и
другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в
качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета,
цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и
детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и
представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных
презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи
(галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного
(автор -зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и
учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного
или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их
содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать
цель совместной деятельности и строить действия по её достижению,
8

договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к
своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе
модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к
Федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе
знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт
обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с
натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный
формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в
своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы
товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций
выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в
рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные
представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё
мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов
смешения красок и получения нового цвета.
9

Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и
др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать
представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания
объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и
др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры
узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры,
сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративноприкладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции
(стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных
народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или
по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической
художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и
оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире
(по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать
особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных
простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в
форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и
первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с
позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на
листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки
учителя.
10

Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
(установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального
общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и
специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным
сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору
учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным
настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в
детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой
целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в
кадре.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п и тем программы
изучения
всего контрольныпрактиче
е работы

ские
работы

1.1. Восприятие детских
1
рисунков. Навыки
восприятия
произведений детского
творчества и
формирование
зрительских умений.

0

1

1.2. Первые представления 0.5
о композиции: на
уровне образного
восприятия.
Представление о
различных
художественных
материалах.

0

0.5

1.3. Обсуждение
содержания рисунка.

0

0,5

Итого по модулю 1

0,5

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. Восприятие произведений искусства
Наблюдать, рассматривать, анализировать
детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения.; Объяснять расположение
изображения на листе и выбор вертикального или
горизонтального формата.; Объяснять, какими
художественными материалами (карандашами,
мелками, красками и т.д.) сделан рисунок.;
Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем
доступную тему, например «Весёлое солнышко»,
карандашами или мелками;
Наблюдать, рассматривать, анализировать
детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения.; Объяснять расположение
изображения на листе и выбор вертикального или
горизонтального формата

Практическа http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Is
я работа ;
kusstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Is
kusstvo_risovaniya_i_jivopisi

Практическа http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Is
я работа ;
kusstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Is
kusstvo_risovaniya_i_jivopisi

Объяснять, какими художественными
Практическа http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Is
материалами (карандашами, мелками, красками и я работа ;
kusstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Is
т.д.) сделан рисунок.; Рисовать, выполнить
kusstvo_risovaniya_i_jivopisi
рисунок на простую, всем доступную тему,
например «Весёлое солнышко», карандашами
или мелками;

2

12

Модуль 2. Графика
2.1. Линейный рисунок. 0.25 0

0.25

2.2. Разные виды линий. 0.25 0

0.25

2.3. Линии в природе.
0.25 0
Ветки (по
фотографиям):
тонкие — толстые,
порывистые,
угловатые, плавные и
др.

0.25

2.4. Графические
материалы и их
особенности.
Приёмы рисования
линией.

0.25

0.25 0

Осваивать навыки работы графическими Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Isku
материалами.; Наблюдать и
ая работа ; sstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstv
анализировать характер линий в природе. ;
o_risovaniya_i_jivopisi
Создавать линейный рисунок —
упражнение на разный характер линий.;
Выполнять с натуры рисунок листа дерева.; Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Isku
Рассматривать и обсуждать характер
ая работа ; sstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstv
формы листа.; Осваивать
o_risovaniya_i_jivopisi
последовательность выполнения рисунка.;
Приобретать опыт обобщения видимой
Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Isku
формы предмета.; Анализировать и
ая работа ; sstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstv
сравнивать соотношение частей,
o_risovaniya_i_jivopisi
составляющих одно целое, рассматривать
изображения животных с контрастными
пропорциями.; Приобретать опыт
внимательного аналитического
наблюдения; Развивать навыки рисования
по представлению и воображению.;
Выполнить линейный рисунок на темы
стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д.
Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору
учителя) с простым весёлым, озорным
развитием сюжета.; Использовать
графическое пятно как основу
изобразительного образа.; Соотносить
форму пятна с опытом зрительных
впечатлений.;

13

Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Isku
ая работа ; sstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstv
o_risovaniya_i_jivopisi

2.5. Рисунок с натуры:
рисунок листьев
разной формы
(треугольный,
круглый, овальный,
длинный).

1

0

1

Приобрести знания о пятне и линии как Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
основе изображения на плоскости.;
ая работа ;
Учиться работать на уроке с жидкой
краской.; Создавать изображения на основе
пятна путём добавления к нему деталей,
подсказанных воображением.;

2.6. Последовательность 0.5
рисунка.

0

0.5

Соотносить форму пятна с опытом
зрительных впечатлений.; Приобрести
знания о пятне и линии как основе
изображения на плоскости.; Учиться
работать на уроке с жидкой краской.

Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
ая работа ;

2.7. Первичные навыки 0.5
определения
пропорций и
понимания их
значения. От одного
пятна — «тела»,
меняя пропорции
«лап» и«шеи»,
получаем рисунки
разных животных.

0

0.5

Создавать изображения на основе пятна
путём добавления к нему деталей,
подсказанных воображением.; Приобрести
новый опыт наблюдения окружающей
реальности.; Рассматривать и
анализировать иллюстрации известных
художников детских книг с позиций
освоенных знаний о пятне, линии и
пропорциях;

Самооценк http://www.artvek.ru/lit014.html
ас
использова
нием«Оцен
очного
листа» ;

2.8. Линейный
1
тематический
рисунок (линиярассказчица) на
сюжет стихотворения
или сюжет из жизни
детей (игры во дворе,
в походе и др.) с
простым и весёлым
повествовательным
сюжетом.

0

1

Выполнить линейный рисунок на темы
стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д.
Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору
учителя) с простым весёлым, озорным
развитием сюжета.; Использовать
графическое пятно как основу
изобразительного образа.; Соотносить
форму пятна с опытом зрительных
впечатлений.;

Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
ая работа ;

14

2.9. Пятно-силуэт.
0.5
Превращение
случайного пятна в
изображение
зверушки или
фантастического
зверя. Развитие
образного видения и
способности
целостного,
обобщённого
видения. Пятно как
основа графического
изображения.
2.10. Тень как пример
0.5
пятна. Теневой театр.
Силуэт.

0

0.5

Учиться работать на уроке с жидкой
Практическ http://www.classmag.ru
краской.; Создавать изображения на основе ая работа ;
пятна путём добавления к нему деталей,
подсказанных воображением.;
Приобрести новый опыт наблюдения
окружающей реальности.;

0

0.5

Создавать изображения на основе пятна
Практическ http://www.classmag.ru
путём добавления к нему деталей,
ая работа ;
подсказанных воображением.; Приобрести
новый опыт наблюдения окружающей
реальности.; Рассматривать и
анализировать иллюстрации известных
художников детских книг с позиций
освоенных знаний о пятне, линии и
пропорциях;

2.11. Навыки работы на
0.5
уроке с жидкой
краской и
кистью, уход за своим
рабочим местом.

0

0.5

Учиться работать на уроке с жидкой
краской.;

2.12. Рассмотрение и
0.5
анализ средств
выражения —пятна и
линии — в
иллюстрациях
художников к
детским книгам.

0

0.5

Рассматривать и анализировать
иллюстрации известных художников
детских книг с позиций освоенных знаний
о пятне, линии и пропорциях;

Итого по модулю 2

6
15

Практическ http://www.classmag.ru
ая работа ;

http://www.classmag.ru

Модуль 3. Живопись
3.1. Цвет как одно из
главных средств
выражения в
изобразительном
искусстве. Навыки
работы гуашью в
условиях урока.

1

0

1

Осваивать навыки
работы гуашью в
условиях школьного урока.;

3.2. Три основных цвета. 0.25 0
Ассоциативные
представления,
связанные с каждым
из цветов. Навыки
смешения красок и
получения нового
цвета.

0.25

Знать три основных цвета.; Обсуждать
Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
ассоциативные представления, связанные ая работа ;
с каждым цветом.;

3.3. Эмоциональная
выразительность
цвета.

0.25

Экспериментировать, исследовать
Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
возможности смешения красок, наложения ая работа ;
цвета на цвет, размывания цвета в процессе
работы над разноцветным ковриком.;
Осознавать эмоциональное звучание цвета,
то, что разный цвет«рассказывает» о
разном настроении —весёлом, задумчивом,
грустном и др. ;

0.5

Объяснять, как разное настроение героев
передано художником в иллюстрациях. ;

0.25 0

3.4. Цвет как выражение 0.5
настроения,
душевного
состояния.

0

16

Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
ая работа ;

Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
ая работа ;

3.5. Наш мир украшают 1
цветы. Живописное
изображение по
представлению и
восприятию разных
по цвету и формам
цветков. Развитие
навыков работы
гуашью и навыков
наблюдения.

0

1

Выполнить красками
рисунок с весёлым или грустным
настроением.;

3.6. Тематическая
1
композиция
«Времена года».
Контрастные
цветовые состояния
времён года. Работа
гуашью, в технике
аппликации или в
смешанной технике.

0

1

Выполнить гуашью рисунок цветка или
Самооценк http://www.artvek.ru/lit014.html
цветов на основе демонстрируемых
ас
фотографий или по представлению.;
использова
Развивать навыки аналитического
нием«Оцен
рассматривания разной формы и строения очного
цветов.; Выполнить изображения разных листа» ;
времён года.; Рассуждать и объяснять,
какого цвета каждое время года и
почему, как догадаться по цвету
изображений, какое это время года.;

3.7. Техника монотипии. 1
Представления о
симметрии. Развитие
ассоциативного
воображения.

0

1

Иметь представления о свойствах печатной Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
техники.; Осваивать технику монотипии
ая работа ;
для развития живописных умений и
воображения.; Осваивать свойства
симметрии;

Итого по модулю 3

5

17

Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
ая работа ;

Модуль 4. Скульптура
4.1. Изображение в
объёме.
Приёмы работы с
пластилином;
дощечка, стек,
тряпочка.

0.5

0

0.5

Наблюдать, воспринимать выразительные Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
образные объёмы в природе: на что
ая работа ;
похожи формы облаков, камней, коряг,
картофелин и др.(в классе на основе
фотографий).; Осваивать первичные
навыки лепки —изображения в объёме.

4.2. Лепка зверушек из
цельной формы
(черепашки, ёжика,
зайчика и т. д.).
Приёмы
вытягивания,
вдавливания,
сгибания,
скручивания.

0.5

0

0.5

Лепить из целого куска пластилина мелких Практическ http://vospitatel.com.ua/category/izo.
зверушек путём вытягивания,
ая работа ; html
вдавливания.;

0

1

Овладевать первичными навыками работы Практическ http://vospitatel.com.ua/category/izo.
в объёмной аппликации и коллаже.;
ая работа ; html
Осваивать навыки объёмной аппликации
(например, изображение птицы —хвост,
хохолок, крылья на основе простых
приёмов работы с бумагой).;

4.3. Бумажная пластика. 1
Овладение
первичными
приёмами
надрезания,
закручивания,
складывания в работе
над объёмной
аппликацией.

18

4.4. Лепка игрушки по
мотивам одного из
наиболее известных
народных
художественных
промыслов
(дымковская,
каргопольская
игрушки или по
выбору учителя с
учётом местных
промыслов).

1

0

1

Анализировать строение формы, частей и Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
пропорций игрушки выбранного
ая работа ;
промысла. ; Осваивать этапы лепки формы
игрушки и её частей.; Выполнить лепку
игрушки по мотивам выбранного
народного промысла.;

4.5. Объёмная
аппликация из
бумаги и картона.

1

0

1

Осваивать приёмы создания объёмных
изображений из бумаги.; Приобретать
опыт коллективной работы по созданию в
технике аппликации панно из работ
учащихся ;

Итого по модулю 4

Самооценк http://www.artvek.ru/lit014.html
ас
использова
нием«Оцен
очного
листа» ;

4
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство

5.1. Узоры в природе.

0.25 0

0.25

Рассматривать и эстетически
Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Iskus
характеризовать различные примеры
ая работа ; stvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo
узоров в природе (на основе фотографий).;
_risovaniya_i_jivopisi

19

5.2. Наблюдение узоров в 0.75 0
живой природе (в
условиях урока на
основе фотографий).
Эмоциональноэстетическое
восприятие объектов
действительности.
Ассоциативное
сопоставление с
орнаментами в
предметах
декоративноприкладного
искусства.

0.75

Приводить примеры и делать
ассоциативные сопоставления с
орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства.;

Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
ая работа ;

5.3. Представления о
1
симметрии и
наблюдение её в
природе.
Последовательное
ведение работы над
изображением
бабочки по
представлению,
использование линии
симметрии при
составлении узора
крыльев.

1

Выполнить рисунок бабочки, украсив
узорами её крылья.;
Приобретать опыт использования правил
симметрии при выполнении рисунка.;

Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
ая работа ;

0

20

5.4. Узоры и орнаменты, 0.25 0
создаваемые людьми,
и разнообразие их
видов.
Орнаменты
геометрические и
растительные.

0.25

Рассматривать и характеризовать
Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
примеры художественно выполненных
ая работа ;
орнаментов. ; Определять в предложенных
орнаментах мотивы изображения:
растительные, геометрические,
анималистические. ;

5.5. Декоративная
композиция в круге
или полосе.

0.75 0

0.75

Рассматривать орнаменты в круге,
Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
полосе, квадрате в соответствии с
ая работа ;
оформляемой предметной поверхностью.;
Выполнить гуашью творческое
орнаментальное стилизованное
изображение цветка, птицы и др. (по
выбору) в круге или в квадрате (без
раппорта). ;

5.6. Орнамент,
характерный для
игрушек одного из
наиболее известных
народных
художественных
промыслов.
Дымковская,
каргопольская
игрушка или по
выбору учителя с
учётом местных
промыслов.

1

1

Рассматривать и характеризовать
Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
орнамент, украшающий игрушку
ая работа ;
выбранного промысла.; Выполнить на
бумаге красками рисунок орнамента
выбранной игрушки.; Выполнить рисунок
игрушки выбранного художественного
промысла или,
предварительно покрыв вылепленную
игрушку белилами, нанести
орнаменты на свою игрушку, сделанную
по мотивам народного
промысла.;

0

21

5.7. Оригами — создание 1
игрушки для
новогодней ёлки.
Приёмы
складывания бумаги.

1

Осваивать технику оригами, сложение
несложных фигурок.;

Практическ http://www.artvek.ru/lit014.html
ая работа ;

5.8. Форма и украшение 0,25 0
бытовых предметов.

0,25

Узнавать о работе художника по
изготовлению бытовых вещей. ;

Практическ http://www.classmag.ru
ая работа ;

5.9. Приёмы
0,75 0
бумагопластики.
Сумка или упаковка
и её декор.

0,75

Осваивать навыки работы с бумагой,
ножницами, клеем, подручными
материалами;

Самооценк http://www.classmag.ru
ас
использова
нием«Оцен
очного
листа»

Итого по модулю 5

0

6
Модуль 6. Архитектура

6.1. Наблюдение
разнообразия
архитектурных
построек в
окружающем мире
по фотографиям,
обсуждение их
особенностей и
составных частей
зданий.

1

0

1

Рассматривать и
сравнивать различные здания в
окружающем мире (по
фотографиям).;

22

Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Iskus
ая работа ; stvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo
_risovaniya_i_jivopisi

6.2. Освоение приёмов
1
конструирования из
бумаги. Складывание
объёмных простых
геометрических тел.
Овладение приёмами
склеивания деталей,
надрезания,
вырезания деталей,
использование
приёмов симметрии.
6.3. Макетирование (или 1
создание
аппликации)
пространственной
среды сказочного
города из
бумаги, картона или
пластилина.

Итого по модулю 6

3

0

1

Анализировать и характеризовать
особенности и составные части
рассматриваемых зданий.;
Выполнить рисунок придуманного дома
на основе полученных впечатлений
(техника работы может быть любой,
например с помощью мелких
печаток).;

0

1

Осваивать приёмы складывания объёмных Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Iskus
простых геометрических тел из бумаги
ая работа ; stvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo
(параллелепипед, конус, пирамида) в
_risovaniya_i_jivopisi
качестве основы для домиков.; Осваивать
приёмы склеивания деталей,
симметричного надрезания, вырезания
деталей и др., чтобы получились крыши,
окна, двери, лестницы для бумажных
домиков. Макетировать в игровой форме
пространство сказочного городка
(или построить городок в виде объёмной
аппликации);
Модуль 7. Восприятие произведений искусства

23

Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Iskus
ая работа ; stvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo
_risovaniya_i_jivopisi

7.1. Восприятие
1
произведений
детского творчества.
Обсуждение
сюжетного и
эмоционального
содержания детских
работ.

0

1

Наблюдать, разглядывать, анализировать Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Iskus
детские работы с позиций их содержания и ая работа ; stvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo
сюжета, настроения, расположения на
_risovaniya_i_jivopisi
листе, цветового содержания, соответствия
учебной задаче, поставленной
учителем.

7.2. Художественное
1
наблюдение
окружающего мира
(мира природы) и
предметной среды
жизни человека в
зависимости от
поставленной
аналитической и
эстетической задачи
наблюдения
(установки).

0

1

Приобретать опыт эстетического
наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений и с учётом
визуальной установки учителя.;
Приобретать опыт художественного
наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи
(установки).

7.3. Рассматривание
1
иллюстраций к
детским книгам на
основе
содержательных
установок учителя в
соответствии с
изучаемой темой.

0

1

Осваивать опыт восприятия и
Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Iskus
аналитического наблюдения
ая работа ; stvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo
архитектурных построек. Осваивать опыт
_risovaniya_i_jivopisi
восприятия художественных иллюстраций
в детских книгах в соответствии с учебной
установкой.;

7.4. Знакомство с
живописной
картиной.

0

0,5

Приобретать опыт специально
организованного общения со станковой
картиной. Осваивать опыт эстетического,
эмоционального общения со станковой
картиной.;

0,5

24

Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Iskus
ая работа ; stvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo
_risovaniya_i_jivopisi

Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Iskus
ая работа ; stvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo
_risovaniya_i_jivopisi

7.5. Обсуждение
0,5 0
произведений с ярко
выраженным
эмоциональным
настроением или со
сказочным сюжетом.
Произведения В. М.
Васнецова, М. А.
Врубеля и других
художников (по
выбору учителя).
7.6. Художник и зритель. 0,25 0
Освоение
зрительских умений
на основе
получаемых знаний и
творческих установок
наблюдения.

0,5

Приобретать опыт зрительских умений,
Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Isku
включающих необходимые знания,
ая работа ; sstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstv
внимание к позиции автора и соотнесение
o_risovaniya_i_jivopisi
с личным жизненным опытом зрителя.;

0,25

Рассказывать и обсуждать зрительские
впечатления и мысли.;

Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Isku
ая работа ; sstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstv
o_risovaniya_i_jivopisi

7.7. Ассоциации из
личного опыта
учащихся и
оценка
эмоционального
содержания
произведений.

0,25

Знать основные произведения изучаемых
художников;

Практическ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Isku
ая работа ; sstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstv
o_risovaniya_i_jivopisi

0,5

Рассказывать и обсуждать зрительские
впечатления и мысли.; Знать основные
произведения изучаемых художников;

Практическ http://www.tretyakov.ru
ая работа ;

0,25 0

7.8. Произведения И. И. 0,5
Левитана, А. Г.
Венецианова И. И.
Шишкина, А. А.
Пластова, К. Моне, В.
Ван Гога и других
художников (по
выбору учителя) по
теме «Времена года»
Итого по модулю 7

0

5
25

Модуль 8. Азбука цифровой графики
8.1. Фотографирование 1
мелких деталей
природы,
запечатление на
фотографиях ярких
зрительных
впечатлений.
8.2. Обсуждение в
1
условиях урока
ученических
фотографий,
соответствующих
изучаемой теме.
Итого по модулю 8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

1

Приобретать опыт фотографирования с
Практическ http://www.tretyakov.ru
целью эстетического и целенаправленного ая работа ;
наблюдения природы.;

0

1

Приобретать опыт обсуждения
фотографий с точки зрения цели
сделанного снимка, значимости его
содержания, его композиции;

2
33

0

33

26

Практическ http://www.tretyakov.ru
ая работа ;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Изобразительное искусство. 1 класс/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Брагина Л.Н. Оригинальные искусственные цветы своими руками, М.: Феникс,
2004.
Буткевич Л. М. История орнамента. Учебное пособие, М.: Владос, 2003.
Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов. Великолепные букеты из цветов.
Аранжировка, флористика, икебана//Лада, 2004.
Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А. Орнаменты. Стили. Мотивы, Издательский дом
«Удмуртский университет», 2003.
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство в начальной школе, Волгоград:
Учитель,2008. Жегалова С.К. Русская народная живопись, М.: Просвещение, 2004.
Махмутова Х.И. Пособие для учителей. Роспись по дереву, М.:
Просвещение,2007.
Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство, М.: Просвещение.2007.
Программы для общеобразовательных школ гимназий, лицеев, М.: Дрофа, 2001.
Прохневская М.А. Изобразительное искусство до 5 класса, Волгоград: Учитель –
АСТ, 2003. Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. Рисование, м.: Просвещение, 2004.
Степанчук З.А., Степанчук О.А. Погорелова Г.В. и др. Изобразительное искусство
с 1 по 8 класс, Волгоград: Учитель, 2009.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство, М.:Просвещение,2005.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по
искусству, статьи)
2. http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства,
дополнительные темы
3. http://mifolog.ru/ Энциклопедия мифологии (изложение мифов, тексты)
4. http://www.virtourist.com/ Англоязычные сайты виртуальных путешествий по
странам мира
5. http://www.classical.ru/r/ Архив классической музыки в формате RealAudio
6. http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm Виртуальная экскурсия
по собору святого Павла в Лондоне
7. http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым,
Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
8. http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира
9. http://www.wco.ru/icons/ http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ Виртуальный
каталог икон
10. http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного
искусства, сгруппированных по эпохам и стилям
11. http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры,
мифология
32

12. http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина
13. http://kizhi.karelia.ru/ Государственный музей-заповедник Кижи
14. http://fashion.artyx.ru/ Иллюстрированная энциклопедия моды
15. http://petrov-gallery.narod.ru/ Картинная галерея Александра Петрова
16. http://jivopis.ru/gallery/ Картинные галереи и биографии русских художников
17. http://www.artclassic.edu.ru/ Коллекция образовательных ресурсов по МХК
18. http://www.culturemap.ru/ Культура регионов России (достопримечательности
регионов)
19. http://louvre.historic.ru Лувр (история, коллекции, виртуальная экскурсия)
20. http://www.metmuseum.org/ Метрополитен-музей в Нью-Йорке
21. http://sobory.ru/ Народный каталог православной архитектуры (описания и
фотографии церквей, храмов и монастырей)
22. http://notes.tarakanov.net/ Нотная библиотека (ноты, партитуры, клавиры,
фрагменты из опер, балетов)
23. http://www.belcanto.ru Оперное искусство (новости, биографии, книги, статьи,
записи)
24. http://www.tretyakov.ru Официальный сайт Третьяковской галереи
25. http://www.rusmuseum.ru Официальный сайт Русского музея
26.http://www.hermitagemuseum.org Официальный сайт Эрмитажа
27.http://www.museum.ru Портал музеев России
28. http://www.bards.ru/ Российские барды
29.http://www.sgu.ru/rus_hist/ Русская история в зеркале изобразительного
искусства
30. http://www.theatremuseum.ru/ Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства
31.http://www.artlib.ru/ Сборник галерей живописи русских художников и
художников XX века
32. http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/sculpture_greek/index.html
http://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml
Собрания
древнегреческой
скульптуры
33. http://www.wroubel.ru/ Творчество Михаила Врубеля
34. http://www.encspb.ru Энциклопедия Санкт-Петербурга
35. http://www.castles.narod.ru
36. http://www.impressionism.ru Эпоха Средневековья. Литература о рыцарстве и
крестовых походах, коллекция изображений средневековых замков
37. http://www.artvek.ru/lit014.html Artvek.ru - Галерея живописи и декоративно
прикладного искусства.
38.http://vospitatel.com.ua/category/izo.html
Изобразительная деятельность в
детском саду. Конспекты занятий по изо: занятия по лепке, аппликации,
конструированию и рисованию
39. http://www.classmag.ru Классный журнал.Рисование для детей 7-11 лет.
40.http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/''Iskusstvo_risovaniya_i_jivopisi''/_''Iskusstvo_riso
vaniya i_jivopisi Искусство рисования и живописи. Еженедельный журнал. 100
номеров 400 уроков шаг за шагом. Практический курс.
41. Мастер-класс «Секрет создания портрета» http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/master-klass-sekret-sozdaniya-portreta
33

42.http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/
Урок ИЗО, 3 класс,
Перчаточная кукла.
43.http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного
искусства
44.http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью
45.http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
46.http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
47.http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html
поэтапное
рисование
для
детей
48.http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=
4&ob=6&sn=20&st=40 учимся рисовать.

34

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мольберты.
Краски (акварельные и гуашь).
Карандаши.
Бумага.
Пластилин и пластическая масса.
Клей.
Цветная бумага.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

ЛАБОРАТОРНЫХ,

ПРАКТИЧЕСКИХ

Интерактивная доска.
Комплекты репродукций.

СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО учителей
начальных классов МБОУ Гимназия № 6
от «__» августа 2022 г. № 1
_____________Малюга Н.В.

СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
____________ Мандражий И.Ю.
«__» _августа_2022 года

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».